top of page

Exploration activity

Replenishment of its resource base is a crucial priority for ALROSA Group. Exploration is the key to maintaining the diamond production volume at a level that will allow the Group to maintain its global leadership. The Company’s exploration activities are focused on a number of tasks, from replenishing the mineral-resource bases of existing facilities to identifying new deposits of scalable commercial interest.

ALROSA’s programme for geological study and renewal of the Company’s mineral-resource base in Western Yakutia and the North-West region of the Russian Federation for the years 2011-2018 formulates two main objectives as follows:

  • an increase in diamond reserves and category P1 inferred resources derived from the exploration of new, and additional exploration of known deposits as well as from prospecting and evaluation work on identified ore occurrences;
  • an increase in category P2 and P3 inferred resources, obtained as a result of integrated search operations.

Achieving these goals presumes the following:

  • discovery as part of large-scale exploratory activities of diamond- and kimberlite-bearing bodies, and their surveying within the boundaries of industrially developed kimberlite fields: Nakynsky, Alakit-Markhinsky, Mirninsky in the Sakha Republic (Yakutia) and Zolotitsky in the North-West region of the Russian Federation;
  • discovery of kimberlite fields at the stage of doing small-and medium-scale prospecting in promising new areas;
  • preliminary exploration of poorly-studied areas with the marking of land for prospecting.

We trust that the implementation of the programme we have developed will shore up the Company’s raw-materials base, while providing stable and profitable operations at ALROSA Group during the programme period, as well as in subsequent years.

Reserve and resource increment

According to the results of the exploration work, a total increase in reserves of 35.8 million carats has been ensured, mainly on the strength of exploration of the Ebelyakh and Gusiny alluvial deposits, and the evaluation of the Khara-Mas alluvial deposit. Translation of diamond reserves from category C2 to C1 as a result of exploration work was not performed.

Resources (P1 + P2 + P3) increased in 2012 relative to the figure for 2011 by 73.04 million carats (1,390.86 compared to 1,316.96). At the same time, P1 resources increased by 46.7 million carats (419.06 compared to 372.36) P2 resources — by 51.25 million carats (279.25 compared to 228.00). The lowest-category P3 resources actually decreased by 24.05 million carats (692.55 compared to 716.6).

The 2012 goal for adding to reserves and natural diamond resources was met at a level of 102.3%. The increase in reserves and inferred resources was ensured via evaluation and exploration work at operational and near-operational deposits. Specifically:

  • the diamond reserves at the Ebelyah and Gusiny alluvial deposits are protected by SRC Rosnedra;
  • a special project has been created for the exploration of deep horizons of the Internatzional’naya pipe’s deposit at absolute heights of —820 m / —1,050 m;
  • geological materials accompanying a feasibility study of the conditions with an accounting of reserves at the Irelyakh alluvial deposit as of 01.01.2012 were sent to the SRC [FBU GKZ];
  • the SRC compiled and reviewed a report on the accounting of residual reserves at the Gornoe deposit as of 01.01.2012, considering new conditions;
  • at the Dal’nyaya pipe, a bulk sample weighing 10,136 tonnes and a whole-rock kimberlite sample weighing 50 tonnes are concentrated. The high diamond potential of the central ore column is confirmed;
  • exploration work at the Maysky kimberlite body continued. Per the results of the ore concentration, an accounting of diamond reserves as of 01.04.2012 is made;
  • experimental development of the Verkhne-Munskoe diamond deposit commences. At the Zapolyarnaya pit, two bulk samples are selected and transported to the ore stockpile. Overall, 2,258 tonnes of kimberlite were concentrated this season;
  • Stage II prospecting and evaluation work aimed at clarifying the morphology and diamond content of the ore body at +200m have continued.
214 199,7

running meter
Core-drilling


Key results of geologic and mining exploration in 2012

In 2012, prospecting & surveying and exploration for diamonds was done mainly in the Sakha Republic (Yakutia), as well as, to some extent, in the Arkhangelsk Region and the Republic of Karelia.

The growth in exploration in 2012 as compared to 2011 was primarily due to activity at newly licenced exploration areas: the Muogdanskaya and Sektelyakhskaya, as well as exploration sites (the Dal’nyaya and Zarnitza pipes, the Upper Muna (Verkhne-Munskoe) deposit).

113,0 

%
Core-drilling growth in comparison with 2011

In 2012, there was a negligible falling off in in-mine exploration — in terms of both drilling and ore-concentration volume — a result of changes at the work sites and a redistribution of work done on them. In particular, changes in the volume of drilling in comparison to 2011 were mixed: at deposits operated by Mirny MPD there was an increase in exploratory drilling, while at the deposits of the Aikhal, Udachny, and Nyurba MPDs, the volume of drilling was down.



The key indicators for geologic and mining exploration are presented in the table below

Key indicators Unit 2010 2011 2012 % of 2011 % of 2010
Geologic exploration
Core-drilling linear metre 190,996.9 189,502.1 214,199.7 113.0% 112.1%
Well boring for explosions and technical construction linear metre 0 0 4,447 0.0% 0.0%
Trial pits linear metre 886.2 838.8 1,389.7 165.7% 156.8%
Trenching m3 0 50 0 0.0% 0.0%
Seismic surveys survey points 5,525 5,900 5,900 100.0% 106.8%
Electrometry survey points 2,535 2,301 2,350 102.1% 92.7%
Magnetometry km2 20 18.96 20 105.5% 100.0%
linear km 2,600 2,600 1,800 69.2% 69.2%
Gravimetry km2 41 70 120 171.4% 292.7%
> linear km 600 600.4 603.8 100.6% 100.6%
AMS-5 km2 1,255 2,380 4,565 191.8% 363.7%
AMS-10 km2 5,590 9,490 5,570 58.7% 99.6%
Above-ground geophysical activities (area) km2 80 60 60 100.0% 75.0%
survey points 3,200 2,400 2,400 100.0% 75.0%
Onsite exploration
Core-drilling linear metre 28,902.8 32,841.7 30,936.2 94.2% 107.0%
Auger drilling linear metre 755.0 0.0 0.0 0.0% 0.0%

Exploration activities in the Sakha Republic (Yakutia)

Geological exploration of mineral resources in the Sakha Republic (Yakutia) was conducted per 28 licences, at 44 sites, and included the following types of activity:

  • groundwater monitoring at three sites that do not require licencing;
  • search for buried structures per two licences, at two sites;
  • extraction of groundwater under a single licence at a single site;
  • exploration at seven sites, per seven licences;
  • search and survey/evaluation work at 21 sites, per 17 licences;
  • integrated aerogeophysical survey and aeromagnetic survey at a scale of 1:10000 and 1:5000 at four sites;
  • specialist activity on 25 sites;
  • prospecting and exploration fields with commonly occurring minerals per five licences, at three sites.

In 2012, exploration for diamonds was conducted in 10 districts of the Yakutia diamondiferous province.

Small-medium-scale (regional) exploratory work aimed at identifying new kimberlite fields was conducted in the Muno-Tyungskoe, Morkokinskoe, Ygyattinskoe, Prilenskoye, and Nizhne-Olenekskoe diamondiferous areas. More detailed activity aimed at identifying kimberlite bodies were conducted in the areas of activity of the Company’s MPDs (the Daldyno-Alakitsky, Sredne-Markhinsky, Malo-Botuobinsky and Anabarsky diamondiferous areas) as well as in the Central-Yakutian (anticipated) diamondiferous area.

The most impressive results were obtained within the confines of the Nakyn kimberlite field (Sredne-Markhinsky area), where a comparison of seismic anomalies revealed diamondiferous kimberlite breccias and veins with injections of kimberlite. Another resounding success occurred at the Alakit-Markhinskoe field (Daldyno-Alakitsky district), where the presence of a central ore column of industrial diamond content was discovered in the Zarya kimberlite pipe, and the evaluation of several kimberlite bodies was completed. In addition, during the reporting period, a representative batch of diamonds and accompanying minerals from the Dyukunakh buried alluvial deposit (Morkokinsky district) was extracted and collected for research.

Exploration work in the North-West of the Russian Federation

In the North-West of Russia, work was done at nine sites, per five licences, including: per five licences at five search sites, as well as specialty work at four sites. At the most promising target of Verkhnekepinsky-3, geophysical areal surface surveying was done, and drilling at 17 anomalies was completed. At the Severozapadny-2 site, located in Karelia, work was halted due to the poor prospects of finding commercial diamond deposits within the boundaries of the site.

Scientific support for exploration

As part of the framework of scientific support of exploration work, in 2012 the Company carried out the following activities:

  • a study of the deep-earth as well as structural-tectonic areas of the Yakutsk diamondiferous province most likely to bear diamonds, in order to forecast occurrences of kimberlite magmatism;
  • a comprehensive study of the collections of diamonds from kimberlite bodies and alluvial deposits in the diamondiferous province of Yakutsk;
  • a study of the material composition of kimberlite ores from indigenous sources of varying productivity;
  • mineragenic zoning of diamondiferous territories of Angola and Botswana, aimed at selecting areas promising vis-a-vis the detection of primary and alluvial diamond deposits.

Financing of exploration and prospecting activities at OJSC ALROSA

  24,6 

%
geological prospecting and in-mine exploration expenditures growth in 2012

The consolidated budget for exploration and prospecting activities conducted in 2012 was RUB 5,1332 billion. The work was financed internally. Expenditure on geological prospecting and in-mine exploration in 2012 increased compared to 2011 and 2010 by 24.6% and 80.4%, respectively.

The exploration budget for 2012 was at RUB 4,3942 billion. Expenditure on 2012 exploration surpassedthe figures for 2011 and 2010 by 25.2% and 81.1%, respectively. Savings in the exploration budget in the amount of RUB 268.5 million were due to the implementation of administrative and technical measures to husband materials and equipment as well as human resources, as well as a number of other factors:

  • reduction in the volume of processing of geological samples from the Verhne-Munskoe diamond deposit;
  • a change in the time frame for receipt of a licence to explore the Zarya kimberlite pipe and the alluvial deposit at the Piropoviy creek;
  • ahead-of-schedule termination of exploration in the Tovskaya area of OJSC SGGK Terra due to the absence of positive geological results.
21,0 

%
in-mine exploration expenditures growth in 2012

The budget for exploration work was at 739.0 million rubles. Compared with the same period in 2011-2010, there was an increase in expenditure on in-mine exploration by 21,0% and 76,2%, respectively.

Budget for prospecting and mining work, RUB million

Exploration activities at OJSC ALROSA subsidiaries

OJSC ALROSA-Nyurba

In 2012, OJSC ALROSA-Nyurba carried out geological exploration work per two licences, at four sites. Exploration work is done on the basis of subcontractual agreements with subsidiaries of OJSC ALROSA, including Botuobinsky Geological Expedition (prospecting and exploration) and Mirninsky Geological Expedition (monitoring, hydro-geological, exploration, and prospecting work). Prospecting work was conducted to search for primary and alluvial diamond deposits, and to assess land for barrenness to allow for infrastructure construction at the Nakynsky diamond-mining complex.

OJSC Almazy Anabara

Exploration work for diamonds was conducted mostly in the north-western part of the Yakutsk diamondiferous province. Diamond mining and the bulk of exploration for diamonds are done by this company in the basin of the Anabar River, in the Anabarskiy diamondiferous area. Geological exploration for diamonds in 2012 was done as part of the following projects: the flanks of the Mayat alluvial deposit — Mayat (lower) and Mayat (upper), Levoberezhny, Pravoberezhye of the Morgogor River, and the Khara-Masskaya area.

OJSC Severalmaz

During the reporting period, OJSC Severalmaz performed exploration work per the appropriate licenses, in the Zimneberezhny diamondiferous region, at the Svetlinskaya, Kodinsky, Brusovitsky, and Otugsky geological sites. Exploration and operational exploration work was conducted by Pomorskaya exploration company at the Pionersky and Arkhangelsky-4 sites. Industrial construction work was also done at the Gidrorezhimny site; a 3E water-supply well was built at the Vodozaborny site.

Among the key results of the exploration work performed we would like to note an increase in reserves for the northern part of the Pionerskaya pipe by 20-25%. In addition, an increase in diamond content at depths of 380-500 m by 30-35% is projected. According to preliminary data from mineralogical studies, the mass of gem-quality diamonds in the pipe is about 67%, with approximately 21% of high quality.

OJSC ALROSA’ 2013 plans for exploration activities

In 2013, exploration will be carried out by five specialised divisions of OJSC ALROSA: Amakinskaya, Botuobinsky, Mirninskaya, and Arcticheskaya expeditions, as well as an R&D company, in 10 districts of the Yakutian diamondiferous province: the Sredne-Markhinsky, Muno-Tyungsky, Daldyno-Alakitsky, Morkokinsky, Ygyattinsky, Malo-Botuobinsky, Prilensky, Nizhne-Oleneksky, Verkhne-Oleneksky, and Anabarsky, as well as in the Zimneberezhny diamondiferous region of Arkhangelsk Oblast.

The exploration activities will be financed internally by OJSC ALROSA. Physical volumes in 2013 are scheduled to be at the levels stipulated in the licence agreements. The volume of the core activity — core drilling — should decrease by 13.3%. The bulk of exploration work is scheduled to occur in the Sakha Republic (Yakutia), with only a small part of it being done in the North-West region of the Russian Federation.

In order to ensure the smooth operation of mining and processing plants, prospecting, hydrogeological and other special geological studies will be conducted. Prospecting work in 2013 will be carried out per the orders of mining and processing plants, in accordance with the plans of mining operations at Yubileynoe, Aikhal, Nyurbinskoe, and Mirnoe existing fields, as well as others. RUB 705.5 million has been budgeted for these purposes; this amount is 95.4% of the expected spending for the year 2012.

In total, per the Company’s plans, geological survey activity will be internally financed and performed per 26 licences, at 47 sites.

Exploration and evaluation work is aimed at ensuring the growth of high-quality reserves and inferred resources via prospecting of deposits, as well as geological and financial evaluation of promising sites. The increase in reserves and inferred resources of diamonds is expected to be 13.4 million carats. In the Sredne-Markhinsky district, continued exploration of the Mayskoe kimberlite body is planned, along with an evaluation of reserves at the Nyurbinskaya alluvial deposit. Exploration of deep horizons of the Internatzional’naya pipe will begin in the Malo-Botuobinsky district. In the Daldyno-Alakitsky district, exploration is planned on the Dal’nyaya, Zarya, and Zarnitza pipes; an evaluation of the Khvosty Concentration Plant No. 12 technogenic alluvial mine will also continue. Exploration work at the Verkhne-Munskoe deposit will continue in the Muno-Tyungsky area.

Prospecting work in the Yakutsk diamondiferous province will continue, along the two most important vectors: the search for diamond deposits in the areas of mining and processing plants’ activity, and small to medium-scale prospecting of understudied areas in order to identify new kimberlite fields. In 2013, the share of activities of a regional nature will prevail, on account of the growing need to prepare areas for prospecting. Such work will be conducted primarily in the Morkokinsky, Ygyattinsky, Nizhne-Oleneksky, Verkhne-Oleneksky, Prilensky and Muno-Tyungsky diamondiferous areas. Exploration proper will happen mainly in the Sredne-Markhinsky, Anabarsky, Daldyno-Alakitsky and Malo-Botuobinsky diamondiferous areas.

In the European part of the Russian Federation, exploration will be carried out at two sites within the Arkhangelsk diamondiferous province. Most of the prospecting will focus on promising areas adjacent to the Lomonosovo and Griba deposits. The priority geo-scientific tasks are: innovative research aimed at optimising prospecting methods, the selection of promising prospecting areas, and adaptation of new search methods and training materials to prospecting conditions.

вверх

Геологоразведочные работы

Группа «АЛРОСА» уделяет огромное внимание восполнению ресурсной базы. Геологоразведка — залог поддержания объема добычи алмазов на уровне, который позволит группе удерживать мировое лидерство. Геологоразведочная деятельность компании нацелена на решение ряда задач, от восполнения минерально-сырьевых ресурсов действующих предприятий до выявления новых промышленно значимых месторождений.

Программа геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы АК «АЛРОСА» в Западной Якутии и Северо-Западном регионе РФ на 2011–2018 годы формулирует две основные задачи следующим образом:

  • прирост запасов алмазов и прогнозных ресурсов категории Р1, получаемых в результате разведки новых и доразведки известных месторождений, а также проведения поисково-оценочных работ на выявленных рудопроявлениях;
  • прирост прогнозных ресурсов категорий Р2 и Р3, получаемых в результате проведения комплекса поисковых работ.

Решение этих задач предполагает следующие направления деятельности:

  • открытие при проведении крупномасштабных поисковых работ алмазоносных кимберлитовых тел и их разведку в границах освоенных промышленностью кимберлитовых полей: Накынского, Алакит-Мархинского, Мирнинского в Республике Саха (Якутия) и Золотицкого в Северо-Западном регионе РФ;
  • открытие кимберлитовых полей на стадии проведения мелко- и среднемасштабных поисковых работ на новых перспективных территориях;
  • предварительное исследование слабоизученных районов с выделением территорий для постановки поисковых работ.

Планируется, что реализация разработанной программы позволит укрепить минерально-сырьевую базу компании, обеспечит стабильную и рентабельную работу Группы «АЛРОСА» в течение рассматриваемого периода и в последующие годы.

Прирост запасов и ресурсов

По результатам выполнения геологоразведочных работ обеспечен суммарный прирост запасов — 35,8 млн карат, в основном за счет разведки россыпных месторождений «Эбелях», «Гусиный» и оценки россыпи «Хара-Мас». Перевод запасов алмазов из категории С2 в категорию С1 в результате разведочных работ не производился.

Ресурсы (Р1 + Р2 + Р3) выросли в 2012 году по отношению к показателям 2011 года на 73,04 млн карат (1 390,86 по сравнению с 1 316,96). При этом ресурсы Р1 увеличились на 46,7 млн карат (419,06 по сравнению с 372,36); Р2 — на 51,25 млн карат (279,25 по сравнению с 228,00). Ресурсы же самой низкой категории Р3, наоборот, уменьшились на 24,05 млн карат (692,55 по сравнению с 716,6).

Целевая задача по плану прироста запасов и природных ресурсов алмазов была выполнена в 2012 году на 102,3 %. Прирост запасов и прогнозных ресурсов обеспечивался с помощью выполнения оценочных и разведочных работ на эксплуатируемых и подготавливаемых к эксплуатации месторождениях. В частности:

  • в ГКЗ Роснедра защищены запасы алмазов по россыпным месторождениям «Эбелях» и «Гусиный»;
  • составлен специальный проект на разведку глубоких горизонтов месторождения трубки «Интернациональной» в абсолютных отметках —820 м/—1 050 м;
  • составлены и направлены в ФБУ «ГКЗ» геологические материалы к ТЭО кондиций с пересчетом запасов по россыпному месторождению «Ирелях» по состоянию на 01.01.2012;
  • составлен и рассмотрен в ГКЗ «Отчет пересчета остаточных запасов месторождения „Горное“ на 01.01.2012 по новым кондициям»;
  • на трубке «Дальней» обогащена крупнообъемная проба массой 10 136 т и валовая проба массой 50 т из кимберлитов. Подтверждена повышенная алмазоносность центрального рудного столба;
  • продолжаются разведочные работы на кимберлитовом теле «Майском». По результатам обогащения выполнен оперативный подсчет запасов алмазов по состоянию на 01.04.2012;
  • начата опытно-промышленная разработка Верхне-Мунского месторождения алмазов. На трубке «Заполярной» отобраны и вывезены на рудный склад две крупнообъемные пробы. За сезон обогащено 2 258 т кимберлитов;
  • на кимберлитовой трубке «Заря» продолжались поисково-оценочные работы II стадии с целью уточнения морфологии и алмазоносности рудного тела до гор. +200 м.
214 199,7

пог. м
объем колонкового бурения


Ключевые результаты геологоразведочных и эксплоразведочных работ в 2012 году

В 2012 году геологоразведочные работы на алмазы проводились, главным образом, на территории Республики Саха (Якутия), а также, в небольших объемах, в Архангельской области и Республике Карелия.

Рост объемов геологоразведочных работ в 2012 году по сравнению с 2011 годом в основном обусловлен производством работ на новых поисковых лицензионных площадях «Муогданской» и «Сектеляхской», а также разведочных объектах (трубка «Дальняя» и «Зарница», Верхне-Мунское месторождение).

133,0 

пог. м
рост объема колонкового бурения по сравнению с 2011 годом

В 2012 году отмечено незначительное снижение ряда эксплоразведочных работ — как объемов буровых работ, так и обогащения. Данные изменения складываются из изменений и перераспределения объемов по объектам работ. В частности, динамика объема буровых работ по сравнению с 2011 годом была разнонаправленной на различных предприятиях компании: на месторождениях, эксплуатируемых Мирнинским ГОК, наблюдалось увеличение объемов эксплоразведочного бурения, тогда как на месторождениях Айхальского, Удачнинского и Нюрбинского комбинатов объемы бурения снизились.



Ключевые показатели геологоразведочных работ (ГРР) и эксплоразведки

Ключевые показатели Ед. изм. 2010 г. 2011 г. 2012 г. % к 2011 г. % к 2010 г.
ГРР
Колонковое бурение пог. м 190 996,9 189 502,1 214 199,7 113,0 % 112,1 %
Бурение скважин под взрыв и технологич. строительство пог. м 0 0 4447 0,0 % 0,0 %
Шурфы пог. м 886,2 838,8 1 389,7 165,7 % 156,8 %
Проходка канав м3 0 50 0 0,0 % 0,0 %
Сейсморазведка ф. т. 5 525 5 900 5 900 100,0 % 106,8 %
Электроразведка ф. т. 2 535 2 301 2 350 102,1 % 92,7 %
Магниторазведка км2 20 18,96 20 105,5 % 100,0 %
пог. км 2 600 2 600 1800 69,2 % 69,2 %
Гравиразведка км2 41 70 120 171,4 % 292,7 %
пог. км 600 600,4 603,8 100,6 % 100,6 %
АМС-5 км2 1 255 2 380 4 565 191,8 % 363,7 %
АМС-10 км2 5 590 9 490 5 570 58,7 % 99,6 %
Наземные геофизические работы (площад.) км2 80 60 60 100,0 % 75,0 %
ф. т. 3 200 2 400 2 400 100,0 % 75,0 %
Эксплоразведка
Колонковое бурение пог. м 28 902,8 32 841,7 30 936,2 94,2 % 107,0 %
Шнековое бурение пог. м 755,0 0,0 0,0 0,0 % 0,0 %

Геологоразведочные работы на территории Республики Саха (Якутия)

Работы по геологическому изучению недр на территории Республики Саха (Якутия) проводились по 28 лицензиям на 44 объекте, включая следующие виды работ:

  • мониторинг подземных вод на трех объектах, не требующих лицензирования;
  • поиски структур захоронения по двум лицензиям на двух объектах;
  • добыча подземных вод по одной лицензии на одном объекте;
  • разведочные работы по семи лицензиям на семи объектах;
  • поисковые и поисково-оценочные работы по 17 лицензиям на 21 объекте;
  • комплексные аэрогеофизические съемки (КАГС) и аэромагнитные съемки масштабов 1:10 000 и 1:5 000 на четырех объектах;
  • тематические работы на 25 объектах;
  • разведка и доразведка месторождений ОПИ по пяти лицензиям на трех объектах.

В течение 2012 года геологоразведочные работы (ГРР) на алмазы проводились в 10 алмазоносных районах Якутской алмазоносной провинции.

Мелко-среднемасштабные (региональные) поисковые работы, направленные на выявление новых кимберлитовых полей, выполнялись в Муно-Тюнгском, Моркокинском, Ыгыаттинском, Приленском, Нижне-Оленекском алмазоносных районах. Более детальные поисковые исследования, направленные на выявление кимберлитовых тел, велись в зонах деятельности ГОК компании (Далдыно-Алакитский, Средне-Мархинский, Мало-Ботуобинский и Анабарский алмазоносные районы), а также в прогнозируемом Центрально-Якутском алмазоносном районе.

Наиболее значимые результаты получены в пределах Накынского кимберлитового поля (Средне-Мархинский район), где при заверке сейсморазведочных аномалий вскрыты алмазоносные кимберлитовые жилы и брекчии с инъекциями кимберлита. Также успехом увенчались работы на Алакит-Мархинском поле (Далдыно-Алакитский район), где на кимберлитовой трубке «Заря» подтверждено наличие центрального рудного столба с промышленным содержанием алмазов и завершена оценка нескольких кимберлитовых тел. Кроме того, за отчетный период наработана для изучения представительная партия алмазов и их минералов-спутников из погребенной россыпи Дьюкунах (Моркокинский район).

Геологоразведочные работы на Северо-Западе РФ

На Северо-Западе России работы выполнялись на девяти объектах по пяти лицензиям, в том числе: по пяти лицензиям на пяти поисковых объектах и тематические работы — на четырех объектах. На наиболее перспективном объекте «Верхнекепинском-3» проведены площадные наземные геофизические работы и завершено бурение 17 аномалий. На объекте «Северо-западном-2», расположенном в Карелии, работы прекращены в связи с низкими перспективами обнаружения в его пределах промышленных месторождений алмазов.

Научное сопровождение геологоразведочных работ

В рамках научного обеспечения и сопровождения геологоразведочных работ в 2012 году компания осуществляла деятельность по следующим направлениям:

  • изучение глубинного и структурно-тектонического строения алмазоперспективных площадей Якутской алмазоносной провинции с целью прогнозирования проявлений кимберлитового магматизма;
  • комплексное исследование коллекций алмазов из кимберлитовых тел и россыпей Якутской алмазоносной провинции;
  • изучение вещественного состава кимберлитовых пород из коренных источников с различной продуктивностью;
  • минерагеническое районирование алмазоносных территорий Анголы и Ботсваны с целью выделения площадей, перспективных для выявления коренных и россыпных месторождений алмазов.

Финансирование геологоразведочных и эксплоразведочных работ АК «АЛРОСА»

  24,6 

%
рост расходов на геологоразведочные работы в 2012 году

Работы финансировались за счет собственных средств. Сводный бюджет геологоразведочных и эксплоразведочных работ за 2012 год исполнен в сумме 5 133,2 млн руб. Расходы на ГРР и эксплуатационную разведку за 2012 год увеличились по сравнению с 2011 и 2010 годами на 24,6 и 80,4 % соответственно.

Бюджет геологоразведочных работ за 2012 год исполнен в сумме 4 394,2 млн руб. Расходы на ГРР превысили уровень этого же периода 2011 и 2010 годов на 25,2 и 81,1 % соответственно. Экономия бюджета геологоразведочных работ в сумме 268,5 млн руб. обусловлена внедрением организационно-технических мероприятий по экономии материально-технических и трудовых ресурсов, а также рядом других факторов:

  • сокращение объемов обработки геологических проб Верхне-Мунского месторождения алмазов;
  • перенос сроков получения лицензии на разведку кимберлитовой трубки «Заря» и россыпи ручья «Пироповый»;
  • досрочное прекращение поисковых работ на Товской площади ОАО «СГГК «Терра» в связи с отсутствием положительных геологических результатов.
21,0 

%
рост расходов на эксплуатационную разведку в 2012 году

Бюджет эксплоразведочных работ исполнен в сумме 739,0 млн руб. По сравнению с периодом 2011–2010 годов произошло увеличение расходов на эксплуатационную разведку на 21,0 и 76,2 % соответственно.

Динамика себестоимости проданного сырья, $/карат

Геологоразведочная деятельность дочерних компаний АК «АЛРОСА»

ОАО «АЛРОСА-Нюрба»

ОАО «АЛРОСА-Нюрба» в 2012 году проводило геологоразведочные работы по двум лицензиям на четырех объектах. Геологоразведочные работы выполняются на основании договоров подряда с подразделениями АК «АЛРОСА», в том числе с Ботуобинской геологоразведочной экспедицией (поисковые и разведочные работы) и Мирнинской геологоразведочной экспедицией (мониторинговые, гидрогеологические, разведочные, эксплоразведочные работы). Поисковые работы проводились с целью поисков коренных и россыпных месторождений алмазов и оценки площадей на безрудность для строительства объектов инфраструктуры алмазодобывающего Накынского комплекса.

ОАО «Алмазы Анабара»

Геологоразведочные работы по алмазам велись предприятием преимущественно в северо-западной части Якутской алмазоносной провинции. Добыча алмазов и основной объем геологоразведочных работ на алмазы выполняются предприятием в бассейне р. Анабар, в Анабарском алмазоносном районе. Проведение геологоразведочных работ на алмазы в 2012 году было предусмотрено на объектах: «Фланги россыпного месторождения Маят» — Маят (низовье) и Маят (верховье), «Левобережный», «Правобережье р. Моргогор», «Хара-Масская площадь».

ОАО «Севералмаз»

В отчетный период по лицензиям ОАО «Севералмаз» выполнялись геологоразведочные работы в Зимнебережном алмазоносном районе по геологическим объектам Светлинскому, Кодинскому, Брусовицкому, Отугскому. Разведочные и эксплуатационные разведочные работы проводились Поморской ГРЭ по объектам «Пионерскому» и «Архангельскому-4». Выполнялись также работы по промышленному строительству на объекте «Гидрорежимном» и сооружению водозаборной скважины 3Э на объекте «Водозаборном».

Среди основных результатов геологоразведочных работ можно отметить увеличение запасов по северной части трубки «Пионерской» на 20–25 %. Кроме того, прогнозируется увеличение содержания алмазов на глубинах 380–500 м на 30–35 %. По предварительным данным минералогических исследований, масса ювелирных алмазов в трубке составляет около 67 %, в том числе около 21 % — высокого качества.

Планы АК «АЛРОСА» по геологоразведочной деятельности на 2013 год

В 2013 году геологоразведочные работы будут проводиться пятью специализированными подразделениями АК «АЛРОСА»: Амакинской, Ботуобинской, Мирнинской и Арктической экспедициями, а также научно-исследовательским геологоразведочным предприятием (НИГП) в 10 районах Якутской алмазоносной провинции: Средне-Мархинском, Муно-Тюнгском, Далдыно-Алакитском, Моркокинском, Ыгыаттинском, Мало-Ботуобинском, Приленском, Нижне-Оленекском, Верхне-Оленекском и Анабарском, а также в Зимнебережном алмазоносном районе Архангельской области.

Финансирование геологоразведочных работ будет осуществляться за счет средств АК «АЛРОСА». Физические объемы 2013 года планируется выполнить в соответствии с требованиями лицензионных соглашений. При этом объем основного вида работ — колонкового бурения — уменьшится на 13,3 %. Основной объем геологоразведочных работ планируется выполнить на территории Республики Саха (Якутия), и лишь небольшой объем будет реализован в Северо-Западном регионе Российской Федерации.

Для обеспечения бесперебойной работы горно-обогатительных комбинатов будут производиться эксплоразведочные, гидрогеологические и другие специальные геологические исследования. Эксплоразведочные работы в 2013 году будут выполняться по заказам горно-обогатительных комбинатов в соответствии с планами горных работ на действующих месторождениях «Юбилейном», «Айхал», «Нюрбинском», «Мир» и других. На эти цели планируется израсходовать 705,5 млн руб., что составляет 95,4 % к ожидаемому выполнению за 2012 год.

В целом, в соответствии с планами компании, работы, направленные на геологическое изучение недр и финансируемые за счет собственных средств, будут проводиться по 26 лицензиям на 47 объектах.

Разведочные и оценочные работы направлены на обеспечение прироста запасов и прогнозных ресурсов высоких категорий за счет разведки месторождений и геолого-экономической оценки перспективных объектов. Прирост запасов и прогнозных ресурсов алмазов ожидается в размере 13,4 млн карат. В Средне-Мархинском районе планируется продолжить разведку кимберлитового тела «Майского», а также оценку запасов россыпи «Нюрбинской». В Мало-Ботуобинском районе будет начата разведка глубоких горизонтов трубки «Интернациональной». В Далдыно-Алакитском районе разведочные работы запланированы на трубках «Дальней», «Заря» и «Зарница», а также будет продолжена оценка техногенной россыпи «Хвосты ОФ № 12». В Муно-Тюнгском районе продолжится проведение разведочных работ на Верхне-Мунском месторождении.

Поисковые работы в Якутской алмазоносной провинции будут продолжаться по двум наиболее важным направлениям: поиски месторождений алмазов в районах деятельности горно-обогатительных комбинатов и мелко-среднемасштабное опоискование недостаточно изученных территорий с целью выявления новых кимберлитовых полей. В 2013 году доля работ регионального характера будет превалировать, поскольку необходимость в подготовке площадей под поиски растет. Такие работы будут вестись, главным образом, в Моркокинском, Ыгыаттинском, Нижне-Оленекском, Верхне-Оленекском, Приленском и Муно-Тюнгском алмазоносных районах. Собственно поисковые работы будут проводиться, главным образом в Средне-Мархинском, Анабарском, Далдыно-Алакитском и Мало-Ботуобинском алмазоносных районах.

В европейской части России геологоразведочные работы будут выполняться по двум объектам в границах Архангельской алмазоносной провинции. При этом основные объемы поисков будут сосредоточены на перспективных площадях, примыкающих к месторождениям им. Ломоносова и им. Гриба. К приоритетным задачам геологической науки отнесены инновационные исследования, направленные на оптимизацию методики поисков, выделение перспективных поисковых площадей, адаптацию к условиям поисков новых поисковых методов и методических разработок.

В целом, в соответствии с планами компании, работы, направленные на геологическое изучение недр и финансируемые за счет собственных средств, будут проводиться по 26 лицензиям на 47 объектах.