top of page

Innovation and technical modernisation

Research and technological development

The Company’s expenditures on research and technological development, in the form of R&D and design and exploration work, amounted to RUB 1,755 million or 68.5% more than in 2011. This increase was primarily due to the growth of design and survey work by 88.5%, and R&D by 72.2%.

The Company’s expenditures on research and technological development, RUB million

2011 2012
Expenditure on design and exploration work 774.3 1,295.2
Expenditure on research studies 267.1 459.8
TOTAL: 1,041.4 1,755.0

Innovation programme

The past year has given new impetus to the growth of innovation within the Company. OJSC ALROSA uses a systematic approach in the search for innovation, both within the Company and externally: in the innovations coming out of the small-business community, in university and academic science, in cooperation with foreign partners. 2012 saw a significant increase in the number of implementations of innovative technologies and equipment, as compared with the previous year. Collectively, the Company introduced 47 scientific and technical developments, and secured 17 grants of titles of protection, including 15 patents for utility models and inventions.

Strategic vectors for innovative growth

  • Improving the efficiency of diamond mining at existing facilities.
  • Expanding the use of diamonds in other industries via, among other things, participation in technology platforms.
  • Implementing comprehensive information systems.
  • Improving the efficiency of diamond-exploration activities, the introduction of new technology and high-performance drilling equipment for geological prospecting
  • Developing new diamond-mining technologies: the creation and implementation of new cost-effective ore-concentration technologies forlow-grade ores at technological fields, the creation of technologies and modular units for development of deposits far from the production infrastructure.

Financials for the Innovative growth and technical modernisation programme

The actual amount of financing for OJSC ALROSA’s Innovative growth and technical modernisation programme for 2012 amounted to RUB 1,99272 billion, as compared to the planned RUB 1,9927 billion. As a result of implementing the innovative program, an economic benefit in the amount of RUB 2,37775 billion ensued. The innovation efficiency index reached 1.19 RUB / RUB. The economic effect of R&D totalled RUB 743 million, with the total funding of research and development at RUB 542 million. The return on investment per rouble invested rose to 1.37 roubles.

Investment programmes of the Company, RUB mln

Category 2011 2012
Expenditure on technological innovation, research and development 1,034.00 1,766.87
Funding of research and development 267.10 542.34
Capital investments and the purchase of materials, software and other services for the implementation of technological innovations 766.90 1,224.53
Specialty university training expenditures 15.30 24.54
Marketing and organisational innovation expenditures 57.00 201.31
TOTAL: 1,106.30 1,992.72

Sources of funding for the Innovative growth and technical modernisation programme:

  • OJSC ALROSA’s internal funds in the amount of RUB 1,8676 billion;
  • The funds of subsidiaries involved in the Programme, in the amount of RUB 60,07 million;
  • Government subsidies of RUB 65,0 million, allocated for the implementation — jointly with the North-Eastern Federal University — of the Establishment of a comprehensive, environmentally safe and innovative method of mining and processing diamond-bearing ore in a northern climate project.

The innovation programme implemented

As a result of implementing the innovation programme, the planned targets for improving key performance indicators for 2012 have been achieved, and are presented as part of ALROSA’s Long-term development plan for the period through 2021.

The development and implementation of the following breakthrough technologies may be seen as a significant achievement of the programme’s initial phase:

  • the introduction of a method of development-mining mineral deposits using steeply inclined ramps with increased slopes — 240 permille. This technology is unique, has no domestic equivalents, and is protected by several patents and inventions. The result was a 5.0% increase in the completeness of mineral extraction at the Udachny pipe, using the open-pit method. The positive effect of introducing this technology at the Udachny mine is multiplied via its practical use at other ALROSA mining and processing plants;
  • the introduction of unmanned remote control of the mining-transport infrastructure;
  • the development and implementation of a 3-dimensional seismic ore survey system (3D), used for prospecting diamond deposits with the Sercel 428 XL telemetric seismic survey system;
  • the introduction of a process of stage breaking kimberlites before concentration at the Number 3 Concentration Plant MMPD in order to ensure the most complete preservation of the natural quality of the crystals and a higher price of salable material;
  • completion of the first phase of research on a prototype device that detects and identifies diamonds in kimberlite in the process of registering and analysing the spectrum of characteristic gamma radiation of the nuclei of carbon, oxygen, nitrogen, calcium and other elements present in kimberlite — jointly with Neutron Technologies LLC, an engineering company that is part of RUSNANO;
  • completion of the first phase of R&D and evaluation of the possibility of identifying a diamond in a piece of ore using dual-energy X-ray absorption — jointly with Fraunhofer Institute (Germany);
  • development of software enabling computer vision, aimed at recognising diamonds in an ore stream, so as to increase the selectivity of radiographic separation (RGS-2); modernisation (a new version has been constructed) of an X-ray tube for use in a radiographic separator; the completion of the first stage of building a commercial prototype of an arsenide-gallium X-ray detector.

A comparison of key innovation indicators for 2011 and 2012 is presented in the table below:

Indicator 2011 2012
Financing and effectiveness of research indicator
Volume of research financing, % of revenues 0.23 0.38
Number of research projects developed and put into production 27 47
Technological leadership indicators
Number of patents and other documents protecting intellectual propery per year. (received) 14 17
Innovation efficiency indicator
Innovation efficiency indicator, RUB/RUB 0.87 1.19
Implementation efficiency indicator for research, RUB/RUB 1.11 1.37
Workforce productivity indicator
Revenue per employee engaged in core activities, RUB million 9.93 10.52

Main R&D events and collaborative projects for 2012

2012 saw the successful completion of a three-year joint project between OJSC ALROSA and North-Eastern Federal University, titled Establishment of a comprehensive, environmentally safe and innovative method of mining and processing diamond-bearing ore in a northern climate. The project was awarded a first-place diploma at the St. Petersburg Technical Fair as the best innovation project and the best research development of the year.

Also during the reporting period, and within the framework of the Innovative growth and technical modernisation programme, the first open competition for innovative projects was held. Contest awards and cash prizes were given to six individuals and groups.

In order to effectively implement innovative projects, in 2012 a decision was taken at OJSC ALROSA to establish the Burevestnik (Thunderbird) innovation centre, resident in the Novoorlovskaya special economic zone in St. Petersburg. The center will focus on creating new models of equipment for mineral processing and studies of the structure and composition of matter. Resident status will afford a number of tax benefits and the use of duty-free-zone customs procedures.

In order to create a modern centralised regulatory framework of labour costs, along with a procedure to update and improve it continuously, a labour-norm centre was created as part of the Yakutniproalmaz institute.

In 2012, Company representatives took part in many innovation-oriented industry projects, both in Russia and internationally. Among these events are the Archimedes-2012 Exhibition (Moscow), the MinExpo Exhibition (Las Vegas, USA), the Innovation and Development international forum (Moscow), and the Interra-2012 Forum (Novosibirsk). Together with the Research Institute of Comprehensive Exploitation of Mineral Resources at the Russian Academy of Sciences, in Moscow, the Company held a research and training conference titled Difficulties of mining the Mir pipe diamond deposit, located under the strata of the Metegero-Ichersky aquifer system, which drew the attention of industry representatives from Russia and abroad, including the leading Russian research institutes and regulatory bodies. In addition, in the Omsk and Novosibirsk regions OJSC ALROSA has continued to form long-term partnerships with small and medium-sized businesses with a view to joint development and implementation of innovative technologies. An important area of cooperation is the Company’s participation in the work of the Russian-Austrian working group; specifically, cooperation is afoot with Austrian entities possessing technology and know-how in mining. In addition, the Company has been cooperating innovation-wise with companies and industry organisations from Australia, Germany, the UK, and Canada.

вверх

Инновации и техническая модернизация

Научно-технологическое развитие

Расходы на научно-техническое развитие компании в составе научных и проектно-изыскательских работ составили 1 755 млн руб., на 68,5 % больше, чем в 2011 году. Увеличение затрат произошло в связи с ростом объемов проектно-изыскательских работ на 88,5 % и научных работ — на 72,2 %.

Расходы на научно-техническое развитие компании

2011 2012
Затраты на проектно-изыскательские работы 774,3 1 295,2
Затраты на научные работы 267,1 459,8
ВСЕГО: 1 041,4 1 755,0

Инновационная программа

Прошедший год придал новый импульс инновационному развитию компании. АК «АЛРОСА» использует системный подход к поиску инноваций как внутри самой компании, так и вовне — в малом инновационном бизнесе, в вузовской и академической науке, в сотрудничестве с зарубежными партнерами. В 2012 году произошло существенное увеличение количества внедрений инновационных технологий и оборудования в сравнении с предыдущим годом. В совокупности было внедрено 47 научно-технических разработок, получено 17 решений о выдаче охранных документов, в том числе 15 патентов на полезные модели и изобретения.

Стратегические направления инновационного развития

  • Повышение эффективности алмазодобычи действующих предприятий
  • Повышение эффективности геологоразведочных работ на алмазы, внедрение новой техники и высоко-производительного бурового оборудования для геолого-поисковых работ
  • Внедрение комплексных информационных систем
  • Расширение областей использования алмазов в других отраслях промыш­ленности, в т. ч. за счет участия в технологических платформах.
  • Разработка новых технологий алмазодобычи: создание и внедрение новых экономически эффективных технологий обогащения руды с низким содержанием полезного компонента и техногенных месторождений, создание технологий и модульных установок для освоения месторождений, отдаленных от производственной инфраструктуры

Финансовые показатели Пpограммы инновационного развития

Фактический объем финансирования Программы инновационного развития и технологической модернизации АК «АЛРОСА» (ОАО) за 2012 год составил 1 992,72 млн руб. при плане 1 992,7 млн руб. В результате реализации инновационной программы получен экономический эффект в сумме 2 377,75 млн руб., показатель эффективности внедрения инноваций достиг 1,19 руб./руб. В том числе экономический эффект от выполнения научно-исследовательских работ составил 743 млн руб. при общем объеме финансирования исследований и разработок 542 млн руб. Эффективность инвестиций в научные исследования на вложенный рубль увеличилась до 1,37 руб.

Инвестиционные программы компании, млн руб.

Наименование 2011 2012
Затраты на технологические инновации, исследования и разработки 1 034,00 1 766,87
Финансирование исследований и разработок 267,10 542,34
Финансирование капитальных вложений и приобретение материалов, программных средств и прочие услуги для осуществления технологических инноваций 766,90 1 224,53
Затраты на целевую подготовку в вузах 15,30 24,54
Затраты на маркетинговые и организационные инновации 57,00 201,31
ВСЕГО: 1 106,30 1 992,72

Источники финансирования ПИРИТМ:

  • Собственные средства АК «АЛРОСА» (ОАО) в объеме 1 867,65 млн руб.;
  • Средства дочерних обществ, участвующих в реализации ПИРиТМ, в объеме 60,07 млн руб.;
  • Государственные субсидии в размере 65,0 млн руб., выделенные на реализацию совместного с Северо-Восточным федеральным университетом проекта «Создание комплексной экологически безопасной инновационной технологии добычи и переработки алмазоносных руд в условиях Севера».

Результаты реализации инновационной программы

В результате реализации инновационной программы выполнены увеличенные плановые значения ключевых показателей эффективности за 2012 год, представленные в долгосрочном плане развития АК «АЛРОСА» (ОАО) на период до 2021 года.

К значимым достижениям на начальном этапе реализации программы можно отнести разработку и внедрение следующих прорывных технологий:

  • внедрение технологии вскрытия месторождений полезных ископаемых крутонаклонными съездами с повышенными уклонами — 240 промилле. Данная технология уникальна и не имеет отечественных аналогов, защищена рядом изобретений и патентов. Результат — увеличение полноты выемки запасов на трубке «Удачной» открытым способом на 5,0 %. Положительный эффект от внедрения технологии на карьере «Удачном» может быть мультиплицирован за счет ее практического применения на других ГОК АК «АЛРОСА»;
  • внедрение системы безлюдного дистанционного управления горнотранспортным комплексом;
  • разработка и внедрение технологии трехмерной рудной сейсморазведки (3D) при поиске месторождений алмазов с телеметрической сейсморазведочной системой Sercel 428 XL;
  • внедрение схемы операций стадиального дробления кимберлитов перед обогащением на ОФ № 3 МГОК для обеспечения наиболее полной сохранности природного качества кристаллов и увеличения цены товарной продукции;
  • завершение первого этапа исследований по созданию прототипа установки для обнаружения и идентификации алмазов в кимберлите в процессе регистрации и анализа спектров характеристического гамма-излучения ядер углерода, кислорода, азота, кальция и других химических элементов, содержащихся в кимберлите, совместно с проектной компанией Роснано — ООО «Нейтронные технологии»;
  • завершение первого этапа НИОКР по исследованиям и оценке возможности распознавания алмазов в куске породы методом двухэнергетической рентгеновской абсорбции совместно с немецким институтом им. Фраунхофера;
  • разработка программного обеспечения компьютерного зрения для распознавания алмазов в потоке руды с целью повышения селективности рентгенографической сепарации (РГС-2), модернизация (создана новая конструкция) рентгеновской трубки для применения в рентгенографическом сепараторе, завершение первого этапа работ по изготовлению опытно-промышленного образца арсенид-галлиевого приемника рентгеновского излучения.

Ключевые показатели эффективности (KPI)

Показатель 2011 2012
Показатель финансирования и результативности научных работ
Объем финансирования НИР, в % к выручке 0,23 0,38
Количество разработанных и внедренных в производство научно-технических разработок, шт. 27 47
Показатели технологического лидерства
Количество патентов и других охранных документов на РИД за год, шт. (получено) 14 17
Показатель эффективности инновационной деятельности
Показатель эффективности инноваций, руб./руб. 0,87 1,19
Показатель эффективности внедрения НИР, руб./руб. 1,11 1,37
Показатель производительности труда
Выручка в расчете на одного работника основной деятельности, млн руб. 9,93 10,52

Основные мероприятия и проекты сотрудничества в научно-технической сфере в 2012 году

В 2012 году успешно завершен совместный трехлетний проект АК «АЛРОСА» и Северо-Восточного федерального университета «Создание комплексной экологически безопасной инновационной технологии добычи и переработки алмазоносных руд в условиях Крайнего Севера», отмеченный дипломом первой степени Петербургской технической ярмарки в конкурсе на лучший инновационный проект и лучшую научно-техническую разработку года.

Также за отчетный период в рамках реализации Программы инновационного развития и технологической модернизации проведен первый открытый конкурс инновационных проектов. Награды конкурса и денежные призы получили авторы и коллективы авторов шести проектов.

С целью эффективной реализации инновационных проектов АК «АЛРОСА» в прошедшем году было принято решение о создании инновационного центра «Буревестник» в качестве резидента особой экономической зоны «Новоорловской» в г. Санкт-Петербурге. Деятельность центра будет направлена на создание новых моделей оборудования для обогащения полезных ископаемых и исследований структуры и состава вещества. Статус резидента позволит получить ряд налоговых льгот и применять таможенные процедуры, присущие свободной таможенной зоне.

В целях создания современной централизованной нормативной базы трудовых затрат, постоянного ее обновления и совершенствования в составе института «Якутнипроалмаз» создан центр нормирования труда.

В 2012 году представители компании приняли участие во многих российских и международных отраслевых проектах инновационной направленности. Среди таких мероприятий — выставка «Архимед-2012» (Москва), выставка MinExpo (Лас Вегас, США), международный форум «Инновации и развитие» (Москва), форум «Интерра-2012» (Новосибирск). Совместно с ИПКОН РАН в Москве компания провела научно-практическую конференцию «Проблемы отработки алмазоносного месторождения трубки „Мир“, находящейся под толщей метегероичерского водоносного комплекса», привлекшую внимание представителей индустрии из России и зарубежных стран, ведущих научных институтов и российских надзорных органов. Кроме того, в Омской и Новосибирской областях АК «АЛРОСА» продолжила формирование долгосрочного партнерства с субъектами малого и среднего бизнеса с целью совместной разработки и внедрения инновационных технологий. Важным направлением международного сотрудничества стало участие в работе Российско-Австрийской рабочей группы — в частности, положено начало сотрудничеству с австрийскими организациями, обладающими технологиями и ноу-хау в области горной добычи. Кроме того, компания осуществляла взаимодействие в сфере инноваций с компаниями и отраслевыми организациями из Австралии, Германии, Великобритании и Канады.